понедельник, 16 июля 2012 г.
Home »
» Навязанные роли
Навязанные роли
Сатир изложила свою концепцию навязанных патологи¬ческих ролей в книге «Психотерапия в семье» (1983), где взя¬ла в качестве примера семью из трех человек, члены которой были разобщены и относились друг к другу с опаской и не¬доверием. Родители видели в ребенке лишь возможность удовлетворения своих личных потребностей, вменяя ему в обязанность быть то «своим парнем», то «союзником мамы», то «союзником папы», «курьером» или «миротворцем». В результате дети, заклейменные «скверными, больными или сумасшедшими», нередко и ведут себя соответственно. Са¬тир считает, что в этом случае они берут на себя роль «иден¬тифицированного пациента» — ИП:
«В некоторых семьях ребенок с самого рождения ста¬новится ИП, в других же семьях эта роль передается от старших детей. Возможны случаи совмещения этой долж¬ности с братом или сестрой.
1. В некоторых семьях иногда все мальчики (или де¬вочки) один за другим или все сразу играют роль ИП.
2. В других семьях, как только ребенок достигает под¬росткового возраста, он становится ИП.
3. Возможен вариант, когда двое, трое и более детей принимают на себя роль ИП и выполняют ее сообща или по очереди. Или же один берет на себя часть этой роли, а другой ребенок — остальное».
Человек, играющий роль «идентифицированного пациен¬та», чувствует себя двояко: он одновременно бессилен и все¬могущ, поскольку амплитуда этой роли довольно широка: от властителя до ничтожества. Родители, твердящие, что ребе¬нок ведет себя «скверно, странно, ненормально», всякий раз подпитывают низкую самооценку и чувство ничтожности у ребенка. В результате потребности ИП загоняются внутрь, он не доверяет окружающим и, парадоксальная вещь, в то же вре¬мя крайне чувствителен к тому, что о нем думают другие.
0 коммент.:
Отправить комментарий